Сотрудники космодрома Восточный рассказали о своей работе

2023
Сентября

19

08:43
rg.ru

Тангаж, вращение, рыскание в норме… Эти слова в ходе запусков ракет с Восточного произносит молодой амурчанин Даниил Гамза. Он - голос космодрома, ведет репортажи со стартов.

Вместе с женой Светланой Даниил получил образование в Амурском государственном университете. Уже три года ребята работают на космодроме специалистами по анализу. Что испытывают они при запуске ракет, как живется в Циолковском - самом молодом городе Дальнего Востока и какие качества требуются от сотрудников космической гавани, супруги рассказали в эксклюзивном интервью "РГ".
- Светлана, Даниил, вы ведь оба из Благовещенска?
Светлана Гамза: Да. Оба окончили здесь школу и учились в АмГУ на инженерно-физическом факультете. Я - на специальности "Ракетные комплексы и космонавтику", муж - на "Физике". А после бакалавриата мы вместе пошли в магистратуру на специальность "Физика".
Даниил Гамза: С АмГУ космодром заключал договор. Есть целевое обучение - физики на Восточном нужны. Можно туда прийти как по договору, так и по своей инициативе, на специальность связиста. Например, моя однокурсница работает на космодроме в группе электромагнитной совместимости. Они отслеживают радиосигналы, ищут, что вносит помехи в переговоры, блокируют и разблокируют сигналы. Смотрят, как налажена связь по всему космодрому. Словом, физики там востребованы. Так как мой профиль не очень узкоспециализированный, вполне можно переучиться, в том числе и на инженера, и на математика. Плюс магистратура у нас была "Прикладные математика и физика". Так что спектр специальностей, по которым можно работать, - широкий.
- Кого на космодроме больше - амурчан или приезжих специалистов?
Даниил Гамза: Примерно пополам. Из АмГУ приходят каждый год. Может быть, не слишком много в рамках каждого выпуска, но приток постоянный. У нас очень молодой коллектив. На космодроме нужен гибкий ум, живой интерес. Специалисты по анализу - это не должность, а призвание, которое требует многолетнего обучения. И нельзя наработать опыт где-то в другом месте. Здесь ты непременно начинаешь с нуля. А молодые люди более гибкие в этом плане. В нашем управлении самому старшему сотруднику 36 лет, а средний возраст - 27 лет.
- Вы с детства мечтали о работе, связанной с космосом?
Светлана Гамза: Я всегда любила звезды. Обожала смотреть на небо с бабушкой. Она мне объясняла, где - Кассиопея, где - Большая Медведица. От бабушки я узнала, что в созвездии Большой Медведицы есть пара звезд - Мицар и Алькор, - в которой вторую видят только люди с хорошим зрением. А я их различала! Но тогда еще не думала о космодроме. Вообще-то я хотела работать в МЧС. Но в тот год не было набора женщин. И тут узнала, что есть такая классная специальность, будущее будет устроено. Почему не попытаться стать ракетным инженером? Перспективы увлекли меня.
Даниил Гамза: А я про космос и не думал никогда. Сначала хотел уйти в IT, но уезжать в другой город было накладно, и я пошел на физика. Меня заверили, что перспективы есть. А на космодром попал уже после женитьбы.
Самое приятное при запуске - это когда через 50 секунд приходят шум и ощущение вибрации в десяти километрах от стартового стола
- Чем вы занимаетесь на работе?
Даниил Гамза: На каждой машине есть датчики, через которые контролируется ее состояние. Так же и на ракете. Чтобы понять, как она отработала, необходимо посмотреть на статистические диапазоны установленных на ней датчиков. Параметры делятся на медленно меняющиеся и сигнальные. Первое - графики, а второе - точки. Сигнальные - это все разделения, все запуски, то есть все, что уже сработало. А медленно меняющиеся - давление, температура... То, что трансформируется каждую секунду. Мы как специалисты анализа сидим перед компьютерами с двумя мониторами. Специальное программное обеспечение, используя информацию с датчиков, в режиме реального времени показывает, что происходит с ракетой. Она взлетает, и специалист "видит" запуск двигателя: растет такой параметр, как давление в камере сгорания. Я могу сказать начальнику, что запуск двигателя прошел, а он передает репортеру, который озвучивает эту информацию в трансляции. Мы - те, кто в режиме реального времени видит, что происходит с ракетой. Такой работе за один день не научишься. Нужно иметь огромный багаж знаний по статистике пусков ракет. Малейшее движение параметра вверх или вниз - нужно задуматься, все ли в порядке с ракетой, посмотреть другие, взаимосвязанные параметры.
А Света у нас - на системе управления. Грубо говоря, я смотрю, летим ли мы, а она - как именно мы летим. А еще одна группа мониторит, не развалились ли мы в полете. То есть следят за перегрузками.
- Если что-то не так, можно исправить?
Даниил Гамза: Нет, нельзя. Но ракета очень "умная", у нее предусмотрены программы почти на каждый случай. А если вдруг происходит какая-то авария, специалисты потом сидят и думают, как можно перенастроить ракету так, чтобы она в случае повторения такой ситуации повела себя по-другому и спаслась. В целом она может сама за себя "постоять". А мы нужны для того, чтобы в режиме реального времени было понятно - все в порядке или нет. А если что-то пошло не так, мы единственные, кто скажет, почему.
Светлана Гамза: В таком случае у нас есть час на написание отчета по замечаниям. Все, к чему мы готовились, идет именно к этому моменту. Потому что начнут звонить, выяснять, что случилось. Мы же должны отстраниться от стресса, гнетущей обстановки, открыть графики и по ним понять, что произошло.
Даниил Гамза: У нас был своеобразный экзамен. Нам включили телеметрию полета одной из упавших ракет, которую запускали с Байконура.
Светлана Гамза: И мы в режиме реального времени докладывали, что происходит. А потом в отведенное время анализировали и установили причину аварии даже не за час, а за 40 минут. У нас и на работе проходят уроки. Мы готовим презентации, чтобы коллеги из разных групп понимали, кто чем занимается. Например, на первом уроке все рассказывают про приборы, которые стоят на их системах. Если что-то не знаешь - не страшно.
Даниил Гамза: Потому что у нас нет такого, что просто выдают инструкцию - и работай по ней. У нас так, что всю информацию, которую можно найти, - нужно искать. Наша работа - это как экзамен, для сдачи которого нужно готовиться вообще ко всему. Нельзя сказать "я знаю все", так не получится. Наверняка я чего-то не знаю, а что именно - не знаю.
- В чем заключается ваша работа после удачного запуска?
Светлана Гамза: В течение месяца мы должны подготовить большой технический отчет по своим системам. По каждому параметру смотрим, все особенности и замечания записываем в документ. И отмечаем, что нужно исправить той или иной организации. Этот отчет мы потом несколько раз перечитываем, подписываем его. И если что-то не нашли - будем за это отвечать.
Даниил Гамза: Этот отчет - квинтэссенция всей работы космодрома при запуске ракеты. Для нашего "Союза" объем этого документа - около 200 страниц.
- У вас есть какие-то приметы, рабочие суеверия?
Светлана Гамза: Мы ходим в форме, и как-то выделиться трудно. Но либо ногти, либо какой-то предмет одежды, либо аксессуар у меня обязательно связан с космосом. В последнее время это стали "космические" носки. При запуске "Луны-25" у меня были ногти "космические". А недавно прикупила кольцо с Солнцем и Луной. Но это лично моя примета.
Даниил Гамза: Да, в управлении у нас как-то не сложилось пока с суевериями. Но все же большая часть мужчин не бреется, начиная с первого стартового дня. Всего их четыре. В первый ракета вывозится из технического комплекса на стартовый. Во второй - она уже стоит, и вокруг нее мобильная башня обслуживания, проводятся проверки всех систем ракеты. По сути, "прогоняется" весь ее полет. Третий день резервный - на тот случай, если что-то пошло не так в предыдущие два. А в четвертый происходят заправка и пуск.
- Новые ракеты "Ангару" и "Амур" уже изучаете?
Даниил Гамза: "Ангару" - да, а "Амур" еще рано.
Светлана Гамза: Ездили в Москву в ГК НПЦ имени Хруничева. Разговаривали со специалистами, которые создавали "Ангару". У нас были полноценные уроки, нам показывали презентации, мы могли задавать вопросы. И благодаря этому уже имеем представление об "Ангаре". Скоро на космодром придет документация - будем еще подробнее изучать.
- Сколько пусковых кампаний вы уже отработали?
Светлана Гамза: Запуск "Луны-25" в августе был юбилейным, десятым. Мы сидим в десяти километрах от стартового стола. В моей работе самое приятное при запуске - это когда через 50 секунд приходят шум и ощущение вибрации. Я слежу по графикам за полетом ракеты и внутренне ликую: "Летит, родимая!"
- Все запуски для вас были одинаковыми или есть особенные? Может быть, перед "Луной-25" больше волновались?
Светлана Гамза: Это да! "Луну" мы ждали очень долго. Когда три года назад пришли на космодром, ее уже планировали.
Даниил Гамза: А я к тому же волновался как репортер. Я третий раз "репортажу" (так мы и говорим). В первый раз волновался, потому что первый. Во второй - был спокоен. А перед "Луной-25" сидим с начальником, он предложил на всякий случай отработать "нештатку". Мы столько лет ждали. Мы должны были ее запустить…
- Как восприняли известие о том, что миссия закончилась неудачно?
Даниил Гамза: Сам пуск с Восточного проходил удачно, даже слишком гладко. Надежды возлагались большие. О миссии впервые заговорили с 1997 года - она мой ровесник. Сейчас нельзя говорить о крахе лунной программы. Умы остались, они трудятся. Да, мы работаем на космодроме, а не в "НПО Лавочкина", не принимали участия в разработке космического аппарата. Тем не менее чувствовали себя частью такой масштабной миссии. Конечно же, грустно, но мы не унываем. И очень радуемся за индийских коллег, которые сумели посадить на Луну свою станцию. Здорово, что человечество идет вперед!
- Даниил, как вы стали репортером Восточного?
Даниил Гамза: Голосом нашего космодрома был Алексей Тимченко. Но пошел вверх по карьерной лестнице и уехал в Москву. А у нас на носу пуск, и устроили конкурс среди сотрудников нашего управления. Мы со Светланой оба в студенческие годы выступали на сцене. Голоса у нас поставленные. Целый месяц готовились, читали текст. В итоге выбрали меня. Вообще, я сижу на двигательной установке третьей ступени. Иду в репортажную, отрабатываю репортаж. Кроме того, потом я общаюсь с представителями промышленников - людьми, которые делали двигательные установки.
- Где еще можно учиться, чтобы попасть на Восточный?
Даниил Гамза: Космодром - это не строго инженерное место. Мы работаем в ЦЭНКИ - Центре эксплуатации наземной космической инфраструктуры. И там нужны не только инженеры, но и делопроизводители, журналисты, фотографы, электрики, сварщики, водители, экспедиторы, юристы, строители, химики, метрологи и метеорологи. Человек практически из любой области может найти свое место на космодроме. А если хочется работать именно с ракетой, то понятно - здесь нужна именно узкая специальность.
- Вы живете непосредственно в городе Циолковском?
Светлана Гамза: Да, в микрорайоне "Звездный". Нам выдали служебную квартиру-однушку, очень уютную.
- Власти говорят, что город строится, преображается. Это заметно?
Даниил Гамза: Мы живем в Циолковском три года, и за это время полгорода точно преобразилось. Буквально за год сделали очень красивый парк. Новые детские площадки, уличные тренажеры, скейт-площадки... А школу построили вообще какую-то невероятную! Спорткомплекс тоже отличный появился.
Светлана Гамза: А что касается развлечений, то с этим пока тяжело в силу того, что город закрытый.
Даниил Гамза: Но все, что нужно для комфортной жизни здесь и сейчас, - присутствует. Пока что с трудно со всякими торговыми и развлекательными центрами. Просто к этому нужно прийти, а пока, мне кажется, приоритетные задачи - построить дома, создать дополнительную инфраструктуру на самом космодроме, аэропорт, второй стартовый стол - для "Ангары".
- Не жалеете, что променяли Благовещенск на Циолковский?
Светлана Гамза: Мне, если честно, иногда грустно. Я хочу ходить в кино, гулять по набережной. Может быть, я просто сильно люблю Благовещенск - меня туда тянет. Хорошо, мы недавно купили машину и посещаем его чаще, чем раньше.
Даниил Гамза: К тому же часто выбираемся на природу - жарим с друзьями шашлыки, ходим в лес по грибы. А природа в Циолковском - в шаговой доступности и очень красивая.
Светлана Гамза: А еще там очень тихо. Я поначалу не могла спать из-за этой тишины. Так необычно было!
Даниил Гамза: А мне прямо очень хорошо!

Связанные новости

18

Сентября
2023
21:31
www.mk.ru

Роскосмос не планирует повторять миссию «Луна-25»

Повтора "Луны-25" в том виде, как она стартовала к земному спутнику 11 августа этого года, не планируется. Об этом сообщил "МК" источник в космической отрасли.

Напомним, что главной целью проекта "Луна-25" было осуществление мягкой посадки на земной спутник, чего наши специалисты не делали последние 47 лет, прошедших после успешного запуска " Луны-24". Аппарат также должен был, сев в окрестнос
Подробнее

15

Сентября
2023
11:52
cosmos-online.ru

В РФ разработали метод посадки космических кораблей на воду

Инженеры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения предложили свой метод посадки на водную поверхность многоразовых космических кораблей самолетного типа.

Такие летательные аппараты взлетают на орбиту с помощью ракеты, а садятся за счет использования крыльев аналогично обычным авиалайнерам. Самые известные из них — это американские шаттлы и советский «Буран». Сейчас такие космические корабли не применяются.
Подробнее

14

Сентября
2023
11:50
360tv.ru

Летчик-космонавт Рыжиков назвал космический мусор реальной угрозой для действующих спутников и станций

Космический мусор в околоземном пространстве, который накопился за годы его освоения, несет реальную угрозу для действующих спутников и космических станций. Об этом сообщил герой России, летчик-космонавт Сергей Рыжиков в эфире радио Sputnik.

По его словам, такой мусор представляет из себя вышедшие из строя искусственные спутники Земли и их обломки. Сейчас в околоземном пространстве свыше миллиона объектов размером до 10 сантиметров.
Космонавт отметил, что решения проблемы найти пока не удае
Подробнее

13

Сентября
2023
09:52
primamedia.ru

И кнопка SOS, и конвейер технологий: Алексей Райкевич – о будущем "ЭРА-ГЛОНАСС"

Информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" проникает в разные сферы нашей жизни от индустрии беспилотников до сельского хозяйства, от малой авиации до кикшеринга. Сегодня это не только кнопка SOS, которая ежегодно спасает тысячи жизней, но и конвейер технологий. В интервью ИА PrimaMedia директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич рассказал о том, как развивается система, какие ноу-хау уже работают на её основе, и подвёл предварительные итоги VIII Восточного экономического форума.

Справка: Акционерное общество "ГЛОНАСС" со 100% государственным участием создано в 2015 году с целью исполнения перечня поручений президента Российской Федерации по развитию государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОН
Подробнее

11

Сентября
2023
23:44
m.vk.com

Эксперт рассказал, почему приборы "Луны-25" не испытывались в космосе

Данные о том, что оборудование аппарата "Луна-25" не испытывалось в космическом пространстве, являются некорректными. Об этом заявил глава Института космической политики (ИКП) Иван Моисеев.

Ранее СМИ со ссылкой на источник сообщили, что межпланетная станция могла разрушиться при посадке на спутнике Земли из-за неисправности прибора для измерения ускорения и ориентации "Биус-Л". Данные с этого устройства передаются для определения ко
Подробнее

11

Сентября
2023
06:21
aif.ru

РИА Новости: «Луна-25» могла рухнуть из-за неисправности прибора «Биус-Л»

Межпланетная станция «Луна-25» могла потерпеть крушение из-за неисправности прибора для измерения ориентации и ускорения «Биус-Л». Ранее он не испытывался в космосе, сообщил РИА Новости источник.

Этот прибор нужен, чтобы космическая станция могла ориентироваться и регулировать скорость полета. Эти данные с помощью прибора передаются на компьютер, и станция выдает команду двигателю.
Надежность приборов можно проверить на практике. Однако «Биус-Л»
Подробнее

10

Сентября
2023
21:24
cosmos.1.bg

Ракета Атлас 5 с двигателем РД-180 в последний раз запустила американскую шпионскую миссию в космос!

Сегодня была окончательно закрыта одна из последних страниц истории «РД-180» — исторических российских двигателей, которые долгие годы использовались на американских ракетах «Атлас-5». Последний такой двигатель использовался для запуска шпионской миссии США в космос. Это произошло во время сегодняшнего запуска «Атласа 5» с космодрома на мысе Канаверал в 15:47 по болгарскому времени.

Когда-то РД-180 производства российской компании НПО «Энергомаш» регулярно закупались США из-за их высокой эффективности и низкой цены. Но теперь из всех 76 американских запусков, проведенных в 2023 году, только два были с участием российских двигателей. Р
Подробнее

04

Сентября
2023
00:00
vpk.name

Названо спасшее российскую космонавтику событие

Создание Международной космической станции (МКС), начавшееся после подписания 30 лет назад российско-американского заявления о сотрудничестве в космосе, позволило сохранить российскую пилотируемую космонавтику. Об этом РИА Новости заявил историк космонавтики Александр Железняков.

Эксперт отметил, что как показало время, на тот момент это было единственным правильным решением, которое и позволило развиваться мировой космонавтике и поддержало российскую, «не дало ей развалиться». «Но, видите, мы и до сих пор работаем на борту МКС», —
Подробнее